Экономический маркетинг, являясь порождением экономической науки, развивается как отрасль прикладной экономики. Экономический маркетинг тесно связан с такими основными категориями экономической теории, как прибыль, обмен, материальные блага и др. Экономический маркетинг пережил за время своего существования смену приоритетов: если на начальных стадиях основное внимание экономического маркетинга было направлено на производство, товары и саму компанию- производителя, то в дальнейшем, с наступлением эпохи продаж, экономический маркетинг включил в сферу своего внимания и организацию сбыта товаров, и их продвижение. Исходя из вышесказанного, можно определить экономический маркетинг как систему организации производства товаров (услуг) и их сбыта, ориентированную на получение прибыли и достигающую своих целей с помощью специальных инструментов: исследования рынка, прогнозирования, планирования, разработки стратегий и тактических решений, стимулирования спроса, ценообразования, оптимизации каналов сбыта. Экономический маркетинг – это в некотором роде философия производства, подчиненная законам рынка, находящегося в постоянном развитии и изменяющегося под воздействием политических, экономических, научно-технических и социальных факторов. Достижение целей компании с максимально возможной эффективностью реально лишь в случае, если компания имеет возможность постоянно отслеживать изменения рыночной конъюнктуры благодаря проводимым маркетинговым исследованиям, и в соответствии с этими изменениями и результатами исследований корректировать свою деятельность, оптимизировать производство, разрабатывать планы, регулировать процессы товародвижения.
В таких условиях экономический маркетинг может стать фундаментом для долгосрочных стратегических планов производственно-коммерческой деятельности компании, служить основой для организации ее технологической, научно- технической и инвестиционной деятельности. Экономический маркетинг в своем арсенале имеет специальные методы и средства. Методы экономического маркетинга - это анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, планирование, стимулирование сбыта, ценообразование, управление, контроль и другие. Основными направлениями маркетинговой деятельности компании являются реклама и продвижение товаров и услуг, планирование производства и сбыта товаров, ценообразование и выработка ценовой политики, организация товародвижения - выбор каналов сбыта и оптимизация процесса сбыта. Необходимой составляющей экономического маркетинга являются маркетинговые исследования. К ним относят изучение потребителя, выявление его потребностей, запросов и желаний, изучение конкурентов, структуры рынка, его конъюнктуры, емкости и законов развития. Благодаря исследованиям, экономический маркетинг делает возможным своевременное реагирование компании на изменения рынка, колебания спроса, позволяет проводить процессы оптимизации производства, сбыта, эффективнее рекламировать и продвигать товары и услуги, тем самым увеличивая прибыль компании.