Управление маркетингом – важнейшая составляющая управления бизнесом. Управление маркетингом часто определяют, как профессиональную деятельность, или процесс управления компанией, включающий в себя анализирование рыночных возможностей, выбор целевого рынка или нескольких, разработку комплекса маркетинга и проведение маркетинговых мероприятий с целью достижения основных задач компании. Управление маркетингом имеет свой субъект (специалисты, руководство компании) и объект – аналитическая и исследовательская деятельность по выбору позиции на рынке, где фирма представляет свой продукт, рекламу и ценовую политику. В соответствии с масштабностью задач, стоящих перед компанией, различают стратегическое и тактическое управление маркетингом. Стратегическое управление маркетингом состоит в обеспечении согласования потенциала фирмы и существующей рыночной ситуации, и осуществляется при помощи решения таких задач, как расширение рынка сбыта, выход на новые рынки, модернизация производства, выпуск и продвижение на рынке нового продукта, расширение сферы влияния на рынке.
Тактическое управление маркетингом ориентируется на формирование потребительского спроса на определенных сегментах рынка путем проведения рекламных акций, опросов, расширения ассортимента товаров, обучения персонала, увеличения эффективности существующих сервисов, участия в выставках и т.п. Функции управления маркетингом – планирование, организация и осуществление маркетинговых программ и стратегий, учет и постоянный контроль маркетинговой деятельности компании, анализ и регулирование поведения компании на рынке. Управление маркетингом использует такие методы, как управление отношениями в маркетинге, исследование рынков, маркетингового пространства, оценка эффективности управленческих решений и т.д. Среди множества принципов, которые лежат в основе управления маркетингом, можно назвать такие, как ценностно-ориентированные (принципы управленческого риска, саморегулирования, равноправного партнерства, формирования потребительских предпочтений и пр.), концептуально-регулирующие принципы (информационное обеспечение и его достаточность, материальное стимулирование, согласование целей организации и т.д.), и принципы тактического анализа и проектирования (принципы делегирования полномочий, профессионализма, централизации и децентрализации, контроля, прибыльности, эффективности, др.).