Самыми распространенными из маркетинговых исследований являются исследования рынка. Без профессионального исследования рынка невозможно принимать эффективные решения, связанные с выработкой маркетинговой стратегии, выбором рынка, планированием и прогнозированием деятельности компании на том или ином рынке. Объектами исследования рынка могут быть тенденции и процессы развития рынка, анализ его структуры, географического положения, конкуренция на рынке, существующая конъюнктура, риски возможности, а также демографические, экономические, экологические и другие факторы, влияющие на динамические процессы, происходящие на рынке. Методы, используемые в ходе исследования рынка, зависят от типа исследования. При проведении первичных исследований рынка сбор необходимых данных осуществляется при помощи следующих методов: а) Наблюдения.
Данный метод исследования рынка и процессов, на нем протекающих, проводится как в полевых (магазины, рынки), так и в лабораторных условиях (в условиях искусственно созданных ситуаций), как с участием непосредственного наблюдателя, так и без него. Наблюдения дают информацию вне зависимости от согласия объекта о сотрудничестве, они объективны, но требуют немалых затрат. б) Опрос как метод исследования рынка обеспечивает получение информации путем выяснения мнений потребителей. Опрос бывает устным, телефонным (интервью), письменным (анкеты, опросные листы). в) Эксперимент в процессе исследований рынка позволяет в контролируемых условиях изменять некоторые факторы и отслеживать влияние этих изменений на зависимые переменные. Проводится как в лабораторных, так и полевых условиях. г) Панель – исследования рынка, представляющие собой создание моделей маркетинговых факторов, варианты их сочетаний вводятся в компьютер и определяют их влияние на общую стратегию компании. Панель бывает потребительская, торговая, краткосрочная или долгосрочная и т.п.
Чтобы анализировать рынок, необходимо провести качественные исследования рынка, получив информацию по его основным параметрам, таким как емкость, доля, рост рынка, а также исследовать спрос, деятельность конкурентов, нужды потребителей, структуру отрасли, каналы сбыта и многие другие факторы. Результатами исследования рынка являются выбор целевых рынков, возможность создания прогнозов развития рынка, оценка тенденций, определение эффективных методов ведения конкурентной политики, возможностей и перспектив выхода на новые рынки.