В зависимости от масштабности решаемых задач выделяют следующие уровни маркетинга: стратегический, операционный и уровень реализации. На стратегическом уровне маркетинг решает глобальные задачи, способствует выработке стратегии компании, составлению общего долгосрочного маркетингового плана. Маркетинг операционного уровня, находясь на ступень ниже стратегического, занимается детализацией общих планов, конкретизирует задачи, определяет исполнителей и методы претворения планов и стратегий в жизнь. Уровень реализации предполагает осуществление конкретных маркетинговых мероприятий, исследований. Перечисленные уровни маркетинга взаимосвязаны между собой, и тесно взаимодействуют: сверху вниз направляются планы, указания, осуществляется контроль, анализируется отчетность и вносятся коррективы в стратегию компании, а снизу вверх направляется полученная информация в виде отчетов. Существует и другой взгляд на то, что представляют собой уровни маркетинга. Если в основу положено взаимодействие продавца и покупателя, компании и ее клиентов, то в зависимости от существования таких взаимоотношений, их развитости, выделяют пять уровней маркетинга: Базовый маркетинг. На этом уровне маркетинга никаких взаимоотношений 1) практически нет – продавец продает, покупатель покупает. 2) Реактивный маркетинг. Данный уровень маркетинга предполагает ситуацию, в которой продавец после совершения клиентом покупки предлагает в случае возникновения вопросов и проблем обращаться к нему. Ответственный маркетинг. На уровне ответственного маркетинга продавец 3) после продажи товара через некоторое время интересуется у клиентов, как полно удовлетворил их товар, что они могут предложить для его улучшения, и на основании полученных данных повышает эффективность своей компании, улучшая товар. Проактивный маркетинг. На этом уровне развития маркетинга торговые 4) представители компаний периодически предлагают своим клиентам новые товары. 5) Партнерский маркетинг – маркетинг самого высокого уровня, при существовании которого осуществляется непрерывное взаимодействие с потребителями. Компания и ее клиенты, как партнеры, совместно решают задачи по наибольшему и полному удовлетворению потребительского спроса. Большинство компаний, особенно работающих в системе FMCG, когда потребителей достаточно, а товар не слишком дорог, не интересуют уровни маркетинга выше базового. Однако если число потребителей не так велико, а прибыль на единицу продукции высока, компании начинают движение в сторону партнерского маркетинга.