Мерчандайзинг – инструмент маркетинга, представляющий собой комплекс мероприятий по продвижению и продаже товара в точках конечного потребления с использованием приемов психологического воздействия на потребителя. Мерчандайзинг определяет набор товаров, реализуемых в розничном магазине, цены, способы выкладки на витрины и прилавки товаров, снабжение их рекламой и т.д. Именно выкладка товаров – основной элемент мерчандайзинга, и его внедрение часто начинается именно с анализа и контроля выкладки. Мерчандайзинг можно разделить на коммуникативный и визуальный. Коммуникативный мерчандайзинг - это умение вести диалог в легкой ненавязчивой манере, способность убедить потребителя купить продукт, даже если он не собирался этого делать. Покупатель, довольный качеством обслуживания и приобретенным товаром, обязательно вернется в магазин, порекомендует магазин потенциальным покупателям. Визуальный мерчандайзинг – приемы привлечения внимания покупателя к товару. Этот вид мерчандайзинга включает в себя расположение товаров на полках в торговых залах, оформление ценников, упаковку и маркировку товара, обеспечение товара рекламными материалами, дизайн помещений, оформление вывесок, витрин.
Мерчандайзинг требует обязательного наличия в магазине полного ассортимента товаров, специального оформления, создания в торговых залах небольших торговых точек с товарами класса люкс, более дорогими и качественными, а также требования к выкладке с тем, чтобы покупатель провел в магазине как можно больше времени и не нуждался в помощи продавцов. Мерчендайзинг использует ряд обязательных правил, способствующих увеличению продаж и уменьшению издержек: -товар с заканчивающимся сроком годности всегда располагается ближе к покупателю, а для более полной реализации такого товара необходимо проводить дегустации, акции и презентации; - товары на прилавках и стеллажах обращены лицевой стороной к покупателю и не загораживают друг друга; - ценники должны быть эстетичными, отражать действительную цену товара, легко читаться; - у покупателя не должно быть препятствий, если он хочет взять товар в руки, поэтому даже на верхних полках товар располагают так, чтобы его было удобно достать. Распространено мнение, что мерчандайзинг призван создавать максимум удобств покупателю в местах продаж, но для компаний мерчандайзинг – инструмент влияния и управления поведением покупателя, так как с его помощью можно выигрышно подать товар, побудить посетителя магазина сделать покупки в больших объемах, чем он планировал, получить больше прибыли и удержать свои позиции на рынке. Следовательно, мерчандайзинг важен так же, как и разработка бренда, реклама и другие инструменты маркетинга.