Прямой маркетинг – вид маркетинга, основанный на отношении к клиенту как к отдельной личности, устанавливающий с таким клиентом прямую личную коммуникацию без привлечения информационных посредников с целью налаживания взаимоотношений, осуществления продаж и получения прибыли. Чтобы эффективно использовать те преимущества, которые дает прямой маркетинг, необходимо создать, постоянно пополнять и обновлять базу данных клиентов, в которой содержится как можно более полная информация о юридических или физических лицах, их потребностях, предпочтениях, чтобы впоследствии предлагать этим клиентам товары и услуги, соответствующие их запросам. Прямой маркетинг устанавливает связь с отдельными индивидуумами посредством прямой адресной рассылки с помощью электронной почты, почтовой связи, адресных SMS-сообщений и т.д.
Прямой маркетинг предполагает ответной реакцией на установление коммуникации прямую продажу товара потребителю. Поэтому можно выделить два аспекта прямого маркетинга – это и средство коммуникации с потребителем, и непосредственная сбытовая операция (канал распределения). Прямой маркетинг помогает привлечь внимание потребителей, наладить и развивать с ними личностные отношения, стимулировать акты покупки и повторных покупок, получать обратную связь от потребителя, непосредственно получая интересующую маркетинговую информацию). Основными формами прямого маркетинга являются личная продажа (главный инструмент прямого маркетинга), директ-мейл (прямые почтовые рассылки, рассылки по e-mail, по факсу), каталог-маркетинг (заказ товаров по каталогам), телефон-маркетинг (коммуникация устанавливается с помощью телефонных звонков), телемаркетинг (магазин на диване), интернет-маркетинг (обладает достоинствами и преимуществами как директ-мейла, так и телемаркетинга, продолжает развиваться бурными темпами). Прямой маркетинг сегодня – одно из самых быстроразвивающихся направлений маркетинга, а по некоторым прогнозам, прямой маркетинг в ближайшие годы начнет вытеснять рекламу.